Личный кабинет

Является ли правдой децентрализация Эфириум (часть I)

Для многих Интернет-пользователей термины «децентрализация» и «блокчейн» являются синонимами. Но можно ли говорить о существовании абсолютной демократии в сфере цифровых денег? Возможно ли создание платежной системы, являющейся эталоном независимости? При помощи технологии распределенного реестра появилась вероятность создания и эволюции сети с равноправными участниками, где данные разделены между многочисленными компьютерами, расположенными в разных странах мира без всякой систематизации. Это свойство представляет интерес для коммерческих учреждений и компаний, нуждающихся в быстрых и безопасных транзакциях.

Эфириум — это сеть, обладающая более высоким уровнем безопасности, чем аналогичный стандарт, реализованный в феномене Биткоина. В начале 2018 года профессор Эмин Гюр Сирер провел исследование, в котором расписал в цифрах преимущества платежной системы Виталика Бутерина в плане децентрализации. Но есть ли смысл говорить о полной независимости? В течение последнего года подобная дискуссия неоднократно возникала в криптовалютном сообществе. Причиной тому неоднозначная ситуация, которая в последнее время сложилась в мире виртуальных денег. Громкий запуск онлайн-игры CryptoKitties привел к спекуляциям среди держателей цифровых монет и спровоцировал возникновение проблемы масштабирования. Возможна ли полноценная независимость, или она является лишь плодом воображения блокчейн-энтузиастов? Чтобы понять истинную суть второй по капитализации криптовалюты, лучше поговорить с основателем сети Ethereum.

Первое заблуждение: децентрализация подразумевает распределенную систему

Виталик Бутерин, главный разработчик Эфириума, часто напоминает о важности поддержки онлайн-демократии. По его мнению, многие споры о технологии распределенного реестра построены вокруг совершенствования и модернизации блокчейна. Господин Бутерин называет нелепым, но точным понятие, которым пользователи объясняют децентрализацию. По сути, речь идет о невозможности одного из узлов распределенной сети контролировать обработку операций в рамках системы.

Второе заблуждение: блокчейн не подвержен ошибкам

Нельзя говорить о точном определении, если даже разработчики теряются в отношении термина децентрализации. Но господин Бутерин предлагает собственную классификацию, позволяющую вычислить степень независимости сети.

Архитектура

Каково критическое количество персональных компьютеров, при одновременном выходе из строя которых не будет нарушена стабильность криптовалюты.

Политика

Какое количество людей в децентрализованной системе занимаются контролем компьютеров, объединенных в одну группу.

Логика

Структура информации представляет собой монолитные данные или ряд различных объектов. Если большая часть системы перестанет работать, будет ли она нормально функционировать? Архитектурная и политическая децентрализации связаны между собой, но в случае с компьютерной сетью эти сходства не критичны. При логической зависимости любой вид блокчейн-демократии становится невозможным.

В чем важность распределения власти

Отсутствие монополии снижает вероятность сговора. Участникам децентрализованной системы сложно договориться о совместном принятии решений. Подобное сообщество устойчиво к внешним атакам, так как не существует главного пункта, контролирующего всю сеть. Вероятность возникновения критических ошибок стремится к нулю, так как многочисленные компьютеры обеспечивают стабильность работы. Мы упростили ряд вопросов, но на уровне протокола они выглядят куда сложнее, заявляет господин Бутерин. К примеру, устойчивость к возникновению ошибок актуальна лишь тогда, когда большая часть узлов сети работает.

Чтобы проще объяснить реалии технологии блокчейн, Виталик Бутерин приводит пример самолета с четырьмя двигателями. Отказ одновременно четырех турбин — крайне маловероятное событие, но безответственный пилот или техник, который построил или готовил самолет — вполне реалистичное явление. В таком случае последствия будут катастрофическими.

Третье заблуждение: сеть Эфириум не подвержена атакам

В сентябре 2016 года стало понятно, что DDoS-атаки в состоянии задержать работу платежной системы. Противодействие хакерам актуально в случае с алгоритмом Proof-of-Stake намного сильней, чем с PoW, поэтому в Ethereum решили предпочесть безопасный принцип хэширования. После активации нововведения если майнер увидит блок, на обработку которого требуется от 5 секунд и больше, происходит временное двойное снижение лимита газа. Это позволяет в режиме онлайн перестраивать систему под потребности.

В начале октября прошлого года тестовая сеть Ropsten также подверглась атакам. В ней происходила проверка обновления Byzantium, обязанного реагировать повышением стоимости газа на активность злоумышленников.

Заблуждение четвертое: пользователи не могут сговориться

Самостоятельно добычей Эфириума сегодня уже никто не занимается, так как криптостаратели собираются в пулы для майнинга ради достижения цели. Крупные сообщества представляют опасность для сети, так как они могут в своих целях распорядиться мощностями компьютеров, подключенных к платежной системе. Оператор сговорившейся группы пользователей может добавлять в блоки лишь транзакции, в которых он заинтересован. Поэтому основной задачей современного майнинга становится обеспечение честной добычи цифровых монет.

До 80 процентов всего хэшрейта сети контролируются несколькими крупными командами криптостарателей. Причем подобная ситуация наблюдается в каждой из существующих криптовалют, сложность которых значительно выросла, а поэтому частный майнинг стал недоступен для большинства одиночек. Из-за неограниченных возможностей основатели пулов становятся совладельцами сети, способными оказывать серьезное влияние на ее политику развития и ценообразования. Несколько лет назад риск появления монополистов в сфере добычи виртуальных денег казался чем-то невозможным и выдуманным. Но уже в 2017 году оказалось, что речь идет о реальной проблеме. Поэтому важно максимально быстро принять меры по сохранению децентрализации и борьбе с основными пулами для майнинга Эфира.

Продолжение следует.